к списку произведений -

Олег Пронин

    Научно-фантастический роман

    Люди-крысы

1. Опыты профессора Туманова - 2. Элы, опасны ли они? - 3. Крыситы - 4. Тайное общество - 5. Исчезновение Дика - 6. Хищники - 7. Охотники на людей - 8. Таинственный маньяк - 9. Побег - 10. Потомки инопланетян - 11. Голос Вселенной - 12. Водородная планета - 13. Элы-биологические компьютеры - 14. Сверхгигантские бактерии - 15. Летающие диски - 16. Новые события на замерзшей планете - 17. Кто они, таинственные доны? - 18. Опять летающие диски - 19. События на Фоорсеи - 20. Куда исчезли Иван и Андрей? - 21. Бой на поверхности Фоорсеи - 22. Потомки атлантов - 23. Встреча на Фоорсеи

    1. Опыты профессора Туманова -

        Александр отвечал уверенно. Он хорошо знал доставшийся ему билет, но любой из членов экзаменационной комиссии, в составе которой находились известные ученые-генетики, мог задать ему самый неожиданный и даже коварный вопрос. Юноша почти не сомневался, что, скорее всего, так оно и будет. В этом случае все студенты знают, существует правило, которое гласит: «На неожиданный вопрос никогда не спеши с ответом. Вначале уясни суть заданного вопроса, продумай ответ и только тогда докладывай». Александр понимал, если он хоть немного ошибется при ответе, отличной оценки ему не видать. Особенно был «опасен» профессор Туманов Михаил Петрович, начальник кафедры цитогенетики. Студенты медицинской академии знали, у профессора Туманова ответы на вопросы билета всегда считаются лишь допуском к экзамену. И только после этого, начинается сам экзамен. Сегодня, как это ни странно, из членов экзаменационной комиссии Михаил Петрович прибыл в академию позже всех, когда до начала экзамена оставалось всего несколько минут, тем самым, вызвав удивление не только у студентов, но даже у многих преподавателей. При этом он был на редкость мрачным, даже каким-то раздраженным, хотя и старался всячески скрыть свое плохое настроение. Таким профессора Туманова не видели давно. Большинство студентов, особенно те, кто числился кандидатом на золотую медаль и на красный диплом «упали духом». Теперь получить высокую оценку у «деда», так за глаза называли Михаила Петровича, будет трудно. А с каждым «пятерышником» он беседовал лично сам.
    Слушая Александра, Михаил Петрович то и дело хмурил густые тронутые сединой брови, что-то бормоча под нос. Судя по его внешнему виду, профессор думал о чем-то совсем другом. Поэтому, когда Александр закончил отвечать и замолчал, Михаил Петрович не сразу обратил на это внимание и еще некоторое время сидел в кресле, погрузившись в свои мысли. Затем он словно спохватился и повернулся к юноше.
    - Как, уже все?
    - Да, Михаил Петрович, я закончил доклад, – сказал Александр, готовясь к решающей схватке с «дедом». Но неожиданно профессор улыбнулся.
    - Что же, прекрасно молодой человек, - сказал он явно доброжелательным тоном, - по правде говоря, Саша, твой ответ мне понравился. – Михаил Петрович обратился к Александру на «ты», при этом назвав его по имени. Видимо он все же достаточно внимательно слушал ответ и был им доволен.
    - Чувствуется, - продолжал профессор, - к генетике ты относишься с уважением и, я бы даже сказал, с любовью. Поэтому считаю, что оценка «отлично» будет абсолютно справедливой. - Михаил Петрович замолчал, склонившись над зачеткой Александра. Затем, посмотрев на оценки юноши по другим предметам, с удовлетворением качнул головой.
    - Да, батенька, неплохо, очень даже неплохо. Судя по твоим успехам, Саша, ты человек достаточно пытливый и любознательный. Поэтому у меня для тебя будет сюрприз. Хочу предложить интересную исследовательскую работу по теме генной инженерии. Ну, скажем так, на период летних каникул. А дальше, как сам пожелаешь. Сейчас над этой темой работает группа молодых ученых-генетиков, но нам нужны еще энтузиасты. Сегодня, в шестнадцать часов на кафедре цитогенетики будет проходить совещание всей ученой группы. Тебя, Саша, я тоже приглашаю.
    Предложение профессора было настолько неожиданным, что Александр на миг растерялся, глядя на ученого широко раскрытыми глазами.
    - Михаил Петрович, - наконец выдохнул он, - скажите, а какова цель вашей исследовательской работы?
    - Тема, над которой мы трудимся, несколько необычная. Конечная ее цель - создание нового организма еще не существовавшего на Земле. А для чего, я объясню позже.
    - Создание нового организма?! – с удивлением воскликнул Александр. – То есть, вы исследуете новые методы клонирования?
    - Не совсем так, - улыбнулся профессор, - но где-то рядом. - Чувствовалось, беседа с Александром заметно улучшила настроение Михаила Петровича. – Хотя, – добавил он после небольшой паузы, - элементы клонирования у нас также применяются. Но главное направление, по которому мы идем, это поиск других, можно сказать, нетрадиционных способов для создания новых никогда не существовавших на Земле организмов, разумеется, с необходимыми, интересующимися нас свойствами.
    - Михаил Петрович, то, что вы говорите, это действительно очень интересно, - возбужденно сказал Александр. – Признаюсь, у меня даже дух захватывает. Но если элементы клонирования у вас уже применялись на практике, значит, есть и результаты?
    - Результаты, - профессор опять улыбнулся. Ему понравилась пылкая горячность, с которой говорил юноша, - результаты конечно есть.
    - Тогда, - не унимался Александр, - при клонировании вы ведь все равно брали конкретное живое существо Земли и соответственно, получали его определенную копию?
    - Вот об этом, Саша, ты узнаешь, когда будешь на кафедре, - перестав улыбаться, сказал профессор.
    - Михаил Петрович, я обязательно приду, - твердо заявил Александр. По лицу юноши было видно, что идея старого ученого его очень заинтересовала.
    Поблагодарив профессора за приглашение, Александр вышел из аудитории. Настроение у него было прекрасное. Еще бы, сдан последний экзамен летний сессии и с этого дня он уже студент пятого курса, к тому же, продолжал оставаться в списках отличников академии и кандидатом на золотую медаль. Однако главной причиной хорошего настроения все же было предложение профессора Туманова. Для себя Александр принял твердое решение, в любом случае, он будет в группе исследователей замечательного ученого.
    Выйдя в коридор, юноша сразу направился к центральному выходу академии, где в вестибюле первого этажа, находились кабины телефонов-автоматов. По указанию ректора академии, в день сдачи любого экзамена студентам запрещалось пользоваться сотовыми телефонами, а ему сейчас обязательно надо позвонить родителям, поскольку отец и мать наверняка волнуются.
    Александр Болотников родился и вырос в городе Самаре. После окончания школы поступил в Самарскую медицинскую академию. Учиться сразу начал хорошо. По завершению первого курса уже стал отличником учебы и кандидатом на золотую медаль. Однако тогда Александр не придавал этому особого значения. Просто ему нравилась учеба, предметы, которые читали одни из лучших ученых-медиков страны. Желание окончить академию с золотой медалью появилось только в конце второго курса. Оно крепло с каждым годом и, наконец, стало делом чести. К этому времени Александр уже принял решение - посвятить свою жизнь науке. Он даже выбрал направление в своей будущей научной деятельности – генная инженерия. И вот сегодня так к стати оказалось предложение профессора Туманова.
    - На эту встречу я обязательно приду, - думал Александр, спускаясь вниз по лестнице. – Вот только интересно, что задумал Михаил Петрович? Неужели действительно решил создать новый организм, не существующий в природе!? Но ведь это же не что иное, как штурм научной фантастики! Мало того, профессор говорил еще о конкретных, необходимых свойствах этих организмов, которые его интересуют? Ну, это уж точно как в сказке с добрым волшебником, или может быть наоборот, злым колдуном, которым и является сам Михаил Петрович. – Неожиданно Александр улыбнулся. – Что касается сказки, так это только пока сказка. А в будущем она обязательно станет явью. Ведь в конечном итоге мы и рождены, чтоб сказку сделать былью. – Эти слова из старой песни всегда нравились Александру, и юноша потихоньку начал насвистывать любимую мелодию.
    - Сашка! Как успехи!? – вдруг услышал он за своей спиной знакомый голос.
    Александр резко обернулся. К нему, прыгая через ступеньки, приближался высокий, светловолосый парень. Это был Владимир Пантюхин, старый школьный товарищ Александра. С ним они учились в одной школе, в одном классе и даже большую часть школьных лет просидели за одним столом. Юноши были друзьями, можно сказать «не разлей вода». Даже оба решили, после окончания школы, поступать в медицинскую академию. К вступительным экзаменам также готовились вместе. И несмотря на большой конкурс, поступили с «первого захода». Так получилось, что при формировании учебных групп их определили на разные факультеты. Это хоть и расстроило друзей, но никак не сказалось на их дружбе.
    - Здравствуй, Володя, - сказал Александр, пожимая руку Владимиру. Он рад был встрече с другом. Вот только жаль, придется его огорчить. Еще накануне сессии юноши договорились, что сразу после окончания экзаменов, на месяц уедут отдыхать на турбазу, за Волгу. Теперь Владимиру придется ехать одному. Жаль, но, что тут поделаешь. Ведь предложение профессора Туманова иначе как судьбой не назовешь.
    - Ты спрашиваешь, как успехи? – стараясь не смотреть Владимиру в глаза, медленно произнес Александр, - успехи можно сказать нормальные. Но, вот за Волгу придется тебе ехать одному. Ты уж извини, старик, так складывается обстановка.
    - Во, дела! - воскликнул Владимир, - знаешь, а я ведь тоже не могу ехать на турбазу и также собрался извиняться перед тобой.
    - Ты, что раздумал? – с удивлением спросил Александр, заметно повеселевший оттого, что косвенная тяжесть вины перед другом у него отпала.
    - Нет, не раздумал. Понимаешь, Саша, я тебе не говорил об этом, думал, может еще, что-то изменится. Ну, а в общем ситуация такая, три дня назад профессор Туманов сделал мне одно, достаточно интересное, предложение.
    - Заняться исследовательской работой по созданию принципиально нового организма, - не дав другу договорить, выпалил Александр. Владимир поднял на него удивленные глаза.
    - Ты откуда это знаешь?!
    - Да, только что такое предложение получил и я.
    - Вот как! – с заметной радостью воскликнул Владимир. - И, что же тебе говорил Михаил Петрович?
    - Конкретно пока ничего, но, просил сегодня прийти на кафедру цитогенетики к шестнадцати часам. Тогда, говорит, все и узнаешь.
    - Отлично, Сашка! – Владимир хлопнул друга по плечу. – Значит, идем вместе. – Украдкой оглянувшись по сторонам, он тихо сказал, - знаешь, Сашка, про эти исследования, я уже кое-что выяснил. Короче, ситуация здесь такая. Профессор Туманов занимается не просто созданием нового организма, а организма напрямую связанного с человеком. И якобы, уже находится на пороге какого-то величайшего научного открытия.
    - Михаил Петрович создает нового человека!? – удивился Александр. – А насколько это правомочно с юридической стороны? Ведь опыты над человеком запрещены международным соглашением!
    - Саша, другой информации у меня нет, поэтому больше ничего добавить не могу. Но, даже и то, что ты сейчас узнал, никому не говори.
    - Хорошо, Володя, ни кому ничего не скажу. Но, только ты объясни, почему? Ведь государственной тайны здесь нет, а исследования ученых все равно станут достоянием всех людей?
    - Профессор Туманов предаст гласности результаты своей работы лишь после получения надежного положительного эффекта. Но, как мне кажется, он просто не хочет поднимать лишнюю шумиху, чтобы не навредить исследованиям.
    - Вполне логично, - согласился Александр. – Только, Володя, чего это мы с тобой гадаем? Вот дождемся вечера, тогда все и станет ясно. Я полагаю так, если Михаил Петрович пригласил нас к себе, значит, он нам доверяет, и мы обязаны выполнить все его требования. – Владимир не успел ответить. В это время вверх по лестнице поднималась группа знакомых студентов. Поравнявшись с друзьями, они приветствовали их, поздравив с успешной сдачей сессии. Когда студенты прошли, Владимир сказал.
    - Да, Саша, действительно, зачем «копья ломать» раньше времени. Давай дождемся вечера. Если говорить откровенно, то я очень доволен, что мы будем вместе. А Волга, она пока подождет. Еще успеем поплавать, понырять, да и позагорать тоже.
    Решив, больше друг друга не задерживать, приятели распрощались до вечера. Владимир направился на свой факультет, а Александр бегом помчался к телефонам-автоматам. Юноша так спешил, что внизу лестницы едва не сбил с ног женщину в белом халате. В это время она бережно несла небольшой черный ящик и папку с бумагами. Успев отпрянуть в сторону, женщина с трудом удержала ящик. Однако папка выскользнула из ее рук и высыпавшиеся из нее бумаги, оказались на ступеньках лестницы.
    - Простите, пожалуйста! – Смущенно пролепетал Александр и сразу бросился собирать разбросанные листы. Собрав документы, он аккуратно уложил их в папку и протянул женщине, еще раз попросив извинения. Только сейчас Александр узнал ее. Это была Гашичева Лидия Николаевна, доктор биологических наук начальник лаборатории цитогенетики, или, как ее «за глаза» назвали студенты академии – «мама Лида». «Маму Лиду» часто видели вместе с Профессором Тумановым. Поговаривали будто бы она его племянница. Так это, или нет, никто толком не знал. Но, судя по тому, как заботливо Лидия Николаевна относилась к старому профессору, не возникало сомнений, что между ними действительно существуют родственные узы. «Мама Лида» также узнала юношу.
    - Саша, надо осторожнее, - сердито сказала она. – Вы, что, всегда так носитесь?
    - Нет, Лидия Николаевна, это только сейчас, да и то, как-то случайно получилось.
    - Случайно? Наверное, экзамен на пятерку сдал и вот спешишь сообщить родителям?
    Александр утвердительно кивнул. На красивом, румяном лице женщины вместо сердитого выражения появилась добрая улыбка.
    - Тогда, Саша, я поздравляю вас! Желаю и впредь таких же успехов, но вот на будущее советую, постарайтесь внутри помещений по лестницам и коридорам не бегать вот так. В крайнем случае, будьте осмотрительнее.
    - Хорошо, Лидия Николаевна, обязательно буду осмотрительнее, - с улыбкой ответил Александр. Он поймал себя на мысли, что всегда уважал эту добрую, умную и красивую женщину. И возможно, ему скоро придется работать в ее лаборатории.
    На кафедру цитогенетики Александр и Владимир пришли за десять минут до назначенного времени. В аудитории, в которой профессор Туманов собирался проводить совещание ученой группы, еще никого не было. Поэтому друзья расположились в первом ряду поближе к трибуне.
    - Послушай, Володя, - Александр повернулся к другу, - ты сам-то, как относишься к идее создания новых живых организмов, в частности человека?
    - Что значит как? – мотнул головой Владимир, - конечно положительно. Это же будут не какие-то там киборги, или скажем роботы, а настоящие живые существа, такие как мы с тобой. Вот только надо будет определить их место в общей структуре живых организмов. Чтобы не получилась дисгармония в отношениях между ними и природными существами, и конечно же с человеком. А вообще-то, - он вновь мотнул головой. – По правде говоря, люди этими вопросами уже давно занимаются. Взять, к примеру, селекции растений и животных. Это ведь тоже, не что иное, как создание новых живых организмов. И люди от этого только выигрывают.
    - Да от этого выигрывают, - согласился Александр, - но сейчас мы имеем особый случай. Будет создан новый человек, причем не селекцией, а искусственным путем. И он обязательно чем-то, но будет отличаться от реального, настоящего человека. Образно говоря, будет как бы отчасти инопланетянином.
    - Инопланетянином? - улыбнулся Владимир, - хорошее сравнение. Но только ты учти, этот инопланетянин будет существом разумным. А разум сблизит его с человеком.
    - Возможно, - согласился Александр, - но вопрос вот в чем. Мы, то есть люди, прошли длинный путь эволюции параллельно с эволюцией других живых существ Земли и мы уже стали, зависимы друг от друга, находясь в общей биологической цепи. А у искусственного человека этой зависимости не будет. Поэтому, что взбредет ему в голову? – Он замолчал, так как в это время в аудиторию начали заходить люди. Увидев Александра и Владимира, они приветливо здоровались с ними словно со старыми знакомыми. Среди вошедших несколько человек были действительно юношам знакомы. То были аспиранты профессора Туманова. Но вот они увидели Гашечеву Лидию Николаевну. Войдя в аудиторию «мама Лида» сразу прошла к трибуне.
    - Уважаемые коллеги, - сказала она, - Михаил Петрович прибудет с минуты на минуту, а пока я сообщу предварительные результаты последнего эксперимента. К сожалению, они неутешительные. Отторжение клеток доноров продолжает происходить, поэтому профессор Туманов решил изменить весь принцип механизма исследований. Суть этого принципа он нам сегодня доведет.
    Слушая «маму Лиду» Александр, вдруг понял, почему сегодня Михаил Петрович чуть не опоздал на экзамен и был в плохом настроении. Оказывается не так удачно, а вернее совсем неудачно проходят его опыты.
    Когда профессор Туманов вошел в аудиторию, все сразу встали. Михаил Петрович тепло поздоровался с присутствующими и попросил садиться. В это время Лидия Николаевна освободила ему трибуну. Спустившись вниз, она села в первом ряду, недалеко от Александра и Владимира.
    - Дорогие друзья! – сказал профессор Туманов, обводя взглядом аудиторию. – Прежде всего, я хочу представить вам новых членов нашей ученой группы. Попрошу их подняться.
    Александр и Владимир встали. К их удивлению поднялось еще пять человек, двое юношей и три девушки.
    - Оказывается не одни мы здесь новички, - подумал Александр, внимательно посмотрев на незнакомых ему молодых людей. Между тем Михаил Петрович, назвав всех новых членов группы по имени и отчеству, попросил их сесть.
    - Теперь это уже окончательный состав нашей ученой группы, - сказал профессор. Он будет сохраняться вплоть до полного обнародования наших исследований, то есть, до получения положительного результата всей работы. А сейчас, прежде чем начать конкретный разговор об исследованиях, я для новых членов группы сообщу, что это за исследования и причину, побудившую нас ими заняться. К большому сожалению, научно-технический прогресс человечества, который мы с вами сейчас наблюдаем, имеет большие негативные последствия. Зачастую, совершенствуя технологии, люди думают только о конечном результате, совершенно не задумываясь о последствиях тех или иных процессов. В результате этого ядовитыми отходами загрязняется природа, гибнет животный и растительный мир, в том числе и сам человек. Ученые нашей группы провели следующую статистику. Изучив рождаемость и смертность людей, развитых в техническом отношении стран. Они пришли к жуткому выводу. Мало того, что смертность приближается к порогу рождаемости, в недалеком будущем она превысит его. Среди только что родившихся людей, большое количество с различными патологическими отклонениями. И этот процент быстро растет. Собственно он в большей степени и определяет смертность людей, а так же способствует появлению новых, ранее неведомых болезней. Если так будет продолжаться и впредь, то род людской ждет печальная участь, он попросту вымрет. Иными словами, человечество уничтожит само себя. Поскольку остановить научно-технический прогресс нельзя, да и невозможно, то один из наиболее эффективных выходов из создавшейся ситуации состоит в следующем. Надо чтобы человеческий организм мог быстро приспосабливаться к отрицательному воздействию окружающей среды. Многие попытки в создании препаратов, обеспечивающих жизнестойкость человеческого организма от пагубного влияния несовершенных промышленных технологий, оказались безуспешными. Если они и показывали положительные результаты, то на очень короткий срок. Дальше приходилось поиски вести заново. Поэтому ученые нашей группы пришли к следующему мнению. А именно, данная задача будет эффективно решена только в том случае, если организм человека начнет сам прогрессивно реагировать на любое отрицательное воздействие окружающей среды. Прогрессивно в том смысле, что будет приспосабливаться к ней без всякого отрицательного воздействия для себя. И механизм этот будет заложен в самой наследственности человека. Замечательно то, что наш «великий учитель», наша мать природа уже давно решила эту задачу. Некоторые организмы в борьбе за существование выработали в себе такое свойство. И лучше всех, из высокоорганизованных животных, в этом преуспели крысы. К примеру, на яды у них вырабатывается противоядие и «записывается» в механизм наследственности, а потому этим свойством уже начинают обладать все последующие поколения крыс. На радиацию они реагируют так, что она для них даже становится положительным фактором. Так, например, начинает способствовать росту особей. Это свойство крыс было замечено при испытании ядерного оружия, когда в зоне радиоактивного заражения размер этих млекопитающих достигал величины средней собаки. Причем это свойство оказалось в их наследственном аппарате, тем самым, дав начало появлению в природе новой породе крыс – крыс гигантов. Кроме того, установлено, что информацию об опасности и необходимую «биологическую настройку» организма на ее преодоление, крысы передают своим собратьям телепатическим путем. Поскольку такое мощное «оружие» защиты в природе уже существует, то наша задача состоит в том, чтобы вооружить этим оружием человечество, тем самым избавить его от медленного вымирания. В качестве своеобразного «образца» для подражания мы, конечно же, взяли крысу. Однако различные вакцины и препараты, которые пыталась создать наша группа ученых, не могли решить поставленной задачи, поскольку эффективность их была ограниченной и имела положительный эффект лишь на начальном этапе применения. А дальше все приходилось решать заново. Поэтому после многих неудачных экспериментов было принято однозначное решение. Надо соединить изначальные стадии формирования человека и крысы. Причем от крысы взять только одну ее особенность – удивительную способность к выживанию. Все остальное должно оставаться человеческим. Но тут возникла новая проблема. Как заставить клетку человека принять клетку крысы? Именно эта сложная задача находится сейчас в стадии решения и, к сожалению, пока все проведенные опыты оказались неудачными. – Профессор Туманов замолчал. Вынув носовой платок, он вытер пот со лба. В это время в аудитории наступила полная тишина. Все поняли, именно сейчас Михаил Петрович должен изложить суть своего нового принципа и ждали, что он скажет. Однако профессор не спешил. Он все еще, что-то обдумывал, по привычке хмуря седые брови.
    - Сейчас, - наконец сказал Михаил Петрович, - появилась одна довольно смелая идея. Я уже обсудил ее с некоторыми учеными нашей группы и хочу довести до всех. А заодно, хотел бы выслушать и ваше мнение. Суть этой идеи заключается в следующем. Надо соединить молекулы ДНК человека и крысы, тем самым, подготовив своеобразный «строительный материал». Затем, используя «скальпель» из узкого потока рентгеновского излучения и нейтронов, поскольку именно они способны деформировать эту клетку, «вырезать» из нее молекулу ДНК человека с наличием необходимых генов крысы. После чего произвести клонирование для образования эмбриона. – Сказав это, профессор замолчал, и вновь вынув платок, вытер им лоб и шею. В это время в аудитории продолжала сохраняться тишина. Нарушил ее Александр. Подняв руку, он сказал.
    - Михаил Петрович, можно задать вопрос?
    - Да, Саша, я слушаю тебя.
    - У меня к вам два вопроса. Первый вопрос такой. Идея, о которой вы сейчас нам рассказали, дает возможность вырастить ограниченное количество человеческих особей с генами крысы. Поэтому, как эти гены могут оказаться у других людей планеты? И второй вопрос. Как известно, международное соглашение запрещает проводить клонирование человека. Как быть с этим?
    - Вопросы очень хорошие, - с улыбкой сказал профессор Туманов, - а отвечать я буду со второго вопроса. Все дело в том, что молекула ДНК, которая подвергнется клонированию, уже не будет конкретно человеческой, а будет представлять своеобразный симбиозм человека и крысы. А об этом ничего не сказано в международном соглашении. Что же касается первого вопроса то, к сожалению, ныне живущие люди не получат спасительный ген крысы. Это произойдет постепенно в результате ассимиляции современного человека с вновь созданной расой. Процесс, безусловно, длительный, но, тем не менее, это реальный шанс спасения человеческого рода. Прошу задавать еще вопросы.
    Почти час профессор Туманов отвечал на вопросы, касающиеся научной стороны нового механизма исследований. Ученых также интересовала как техническая, так и финансовая сторона нового проекта. На что Михаил Петрович ответил.
    - Сейчас надо как можно быстрее подготовить заказ на разработку и изготовление необходимого оборудования. Данными вопросами уже занимается инженерный отдел нашей группы, возглавляемый Лидией Николаевной. Финансирование всех операций будут производить наши спонсоры, это мои бывшие ученики. Основная задача предстоящей недели, которую нам надо обязательно выполнить, это подготовка в Научном центре генетических исследований места для установки нового оборудования. Поэтому, выезжаем прямо сейчас, три автобуса уже ждут нас у входа в академию.
    Александр и Владимир переглянулись.
    - Сашка, - тихо сказал Владимир, - надо отдать должное тому, что решение организационных вопросов в ученой группе профессора Туманова отлажено очень хорошо. Честно сказать, мне это нравится. – Александр ему не ответил, а лишь в знак согласия кивнул головой.
    При выходе из академии Александр и Владимир познакомились с другими молодыми членами ученой группы, представленными на совещании профессором Тумановым. Как оказалось, все они были такими же студентами пятикурсниками и учились в других ВУЗах страны. В Самару же приехали по приглашению профессора Туманова. Юноши, которых звали Николай и Алексей, занимались ядерной физикой, а девушки, Татьяна, Анна и Елена, изучали биологию.
    К удивлению молодых ученых Научный центр генетических исследований располагался за чертой города на пологом берегу Волги. С севера, востока и запада его окружал сосновый бор, а с южной стороны была Волга с широким песчаным пляжем и небольшой пристанью. Когда-то это было дачей профессора Туманова, которую Михаил Петрович, менее чем за пять лет превратил в мощное научное учреждение, оснастив самым современным оборудованием. Все это было сделано лишь благодаря помощи бывших учеников профессора, большинство из которых работали в заграничных клиниках. Научный центр генетических исследований тщательно охранялся. Его окружал высокий забор, за которым находилась металлическая ограда с электронной системой сигнализации.
    У входных ворот Научного центра генетических исследований автобус с учеными остановили вооруженные охранники и долго проверяли, используя специальные датчики. К большому изумлению всех «новеньких», у охранников уже была информация о состоянии роговицы их глаз и кожного рельефа пальцев рук. Когда автобусы въехали на территорию Научного центра, молодым ученым вновь пришлось удивиться. На этот раз их поразила идеальная чистота и порядок царившие вокруг. И особенно искусственная река, протекавшая через обширный парк с экзотическими растениями. В реке плавало много рыбы и другой различной живности. Были здесь черепахи, выдры, водоплавающие птицы. Была даже небольшая запруда сделанная семейством бобров. На небольшом отгороженном участке грелись на солнце несколько молодых крокодилов. Как оказалось перед наступлением холодов, весь парк накрывался огромным прозрачным куполом, а вода в замкнутой реке подогревалась до температуры плюс восемнадцать градусов. По всей территории парка, на равном удалении друг от друга, располагались высокие мачты с грибовидными верхушками. Это на них в зимнее время опирался прозрачный купол.
    Выйдя из автобусов, ученые направились к восьмиэтажному зданию, которое располагалось сразу за парком. Здание окружали пятиэтажные и четырехэтажные пристройки. Скорее всего, в них были хозяйственные помещения. Все же научные лаборатории находились в большом здании и даже под землей.
    Молодые ученые держались вместе, постоянно делясь впечатлением оттого, что увидели. Рядом с ними все время находилась «мама Лида» и рассказывала, как велось строительство этого уникального научного города.
    - То, что здесь находится много разных животных, - говорила Лидия Николаевна, - это не потому, что профессор Туманов любит всякую живность. Просто нам часто нужна информация о взаимоотношениях между различными живыми организмами, и мы постоянно ведем за ними наблюдение, периодически внося изменения в условия обитания.
    Пройдя весь парк, ученые оказались возле широкого арочного моста перекинутого через искусственную реку, за которой находился восьмиэтажный головной корпус Научного центра генетических исследований. Когда группа ученых проходила мост, на середине моста Александр подошел к перилам и посмотрел вниз. Сквозь трехметровую толщу прозрачной воды он увидел дно, на фоне которого плавали стаи разноцветных рыб. Прямо под мостом оказался каменный грот, заросший густыми водорослями. Это был даже не грот, а настоящая подводная пещера, которая, судя по всему, тянулась к противоположному берегу. Возле входа в пещеру, копошились три больших карпа. Юноша даже невольно залюбовался золотистыми красавцами. И вдруг увидел как из-за водорослей, которые почти полностью закрывали вход в пещеру, показалась огромная рука, густо заросшая длинными волосами. Она пыталась схватить за хвост одного из карпов, но он успел вовремя увернуться. К удивлению Александра, рыбы ничуть не испугались и даже не стали уплывать, а устроили возле пещеры настоящий хоровод. В этот момент юноше показалось, что между водорослями, закрывавшими вход в пещеру, притаилось страшное, заросшее волосами лицо, с огромными выпуклыми глазами. Лишь, на какую-то долю секунды мелькнуло оно между широкими листьями и исчезло.
    - Лидия Николаевна! Что это там? – воскликнул потрясенный Александр.
    «Мама Лида» подошла к перилам моста и, наклонившись, сказала.
    - Дик, ты опять вышел без разрешения? Быстро отправляйся на место!
    И тут, из-за густых водорослей, закрывавших вход пещеру, выплыла большая обезьяна, заросшая невероятно длинной густой шерстью. На ногах у нее были ласты, а на голове большие выпуклые очки, которые Александр вначале принял за глаза. Подняв голову вверх, обезьяна посмотрела на людей, и обиженно поджав губы, скрылась в пещере.
    - Это Дик, молодой самец гориллы, - сказала Лидия Николаевна, - наш Ихтиандр. У Дика в детстве болели легкие и чтобы его спасти, одно легкое пришлось удалить. К этому времени нам удалось искусственным путем вырастить живую ткань способную осваивать кислород, растворенный в воде. Эту ткань вживили Дику на место больного легкого. А чтобы он мог одинаково дышать как на воздухе, так и под водой, в основание легочной трахеи вживили переключающий клапан, взятый из сердца матери Дика, которая, к сожалению, трагически погибла. Основная проблема, с которой нам пришлось столкнуться, это переохлаждение тела гориллы, на случай, если вдруг она долго находилась под водой. Ведь в воде отток тепла идет значительно сильнее, чем на воздухе. К тому же, вода постоянно циркулировала, через жаберное легкое Дика, дополнительно охлаждая его тело. Мы вышли из такого положения следующим образом. Волосяной покров обезьяны обработали специальным составом, который, на некоторое время, исключает прямое соприкосновение воды с телом. Вообще, - чуть помолчав, добавила Лидия Николаевна, - большую часть времени Дик проводит на воздухе, а в воду заходит только для того, чтобы поиграть со своими друзьями, вот этими ручными карпами. – Она кивнула в сторону больших рыбин, которые, в это время, кружили возле входа в пещеру, видимо приглашая обезьяну на игру.
    «Мама Лида» замолчала, наблюдая за карпами.
    - Нет, - промолвила, она спустя минуту, - Дик, к ним, уже не выйдет. Сейчас он в своей клетке-домике, поскольку, обиделся на меня за то, что я его поругала. – В ее голосе явно звучали очень теплые нотки. Судя по всему, Дик здесь был всеобщим любимцем.
    Рассказ Лидии Николаевны вызвал у молодых ученых, как удивление, так и восхищение.
    - Вот это и есть прямой штурм научной фантастики, - подумал Александр. - Если бы я это не увидел своими глазами, никогда бы не поверил.
    Научный центр генетических исследований профессора Туманова в корне отличался от подобных заведений, существующих не только в России, но и во всем мире. Мало того, что центр был оснащен самым современным, уникальным оборудованием, сделанным по специальному заказу, в центральном здании между кабинетами и лабораториями работала многоканальная видеосвязь. Коридоры на всех этажах были оборудованы двухскоростными движущимися дорожками и «ныряющими» лифтами. То есть, доставив людей на конкретный этаж, лифт не останавливался, а двигался горизонтально, до требуемого места, с достаточно высокой скоростью. Все лифты имели мягкие кресла с «плечевыми захватами». Такие захваты использовались при большой скорости перемещения, чтобы исключить побочное действие инерции. Молодым людям даже показалось, что они вдруг перенеслись на десятки, а может и на сотни лет вперед. Конечно, пока такие лифты мало влияли на экономию времени но, как говорил всем профессор Туманов, за ними стоит будущее. И когда их Научный центр превратится в мощный Научный комплекс, эти лифты окажутся незаменимы.
    По указанию профессора Туманова, Лидия Николаевна постоянно находилась возле «новеньких», исполняя роль, как экскурсовода, так и консультанта, и наставника.
    Когда предварительное ознакомление молодых ученых с Научным центром генетических исследований закончилось, «ныряющий» лифт доставил их в помещение, размеры которого были соизмеримы с размерами достаточно большого спортивного зала. Как оказалось, это был будущий инкубатор эмбрионов новой человеческой расы. Сейчас здесь шла подготовка к установке сотовых ячеек, в которых скоро должны начать развиваться зародыши эмбрионов людей с набором генов крысы. Молодые люди тут же включились в работу. Переодевшись в синие комбинезоны, они вместе с аспирантами профессора Туманова, начали подводить к ячейкам электрические провода и прозрачные пластиковые трубки, аккуратно укладывая их в защитные рукава. Руководил всеми работами профессор Карл Янович Кин, старый друг Михаила Петровича, приехавший из Латвии по его просьбе. Помогала ему Гашичева Лидия Николаевна. Владимир сразу обратил внимание на то, как организовано и слаженно шла работа на всех участках Научного центра. Повернувшись к другу, он сказал.
    - Сашка, надо отдать должное Михаилу Петровичу. Профессор не только гений в науке, но и величайший организатор. Ты только посмотри, как все здесь делается четко и взаимосвязано. Как в отлаженном часовом механизме.
    Александр ничего не сказал, а лишь кивнул головой. Он и сам был в восторге оттого, что увидел.
    Домой юноши вернулись ближе к ночи, когда уже начало смеркаться. Были они очень усталые, но довольные и счастливые. Начиная с этого дня, оба считались полноправными членами ученой группы профессора Туманова. Предполагалось, что работа по переоборудованию Научного центра генетических исследований будет продолжаться две недели. После чего, вся ученая группа должна переселиться в Научный центр на постоянное жительство до конца лета. Для этого там уже была готова комфортабельная гостиница, а также столовая, бассейн и спортивные площадки. Михаил Петрович ежедневно проводил консультации со всеми своими сотрудниками и созванивался с известными генетиками страны. Судя по его хорошему настроению, намеченная работа продвигалась успешно.
    Как и предполагал Профессор Туманов, установка нового оборудования завершилась за две недели и ученая группа генетиков поселилась в гостинице Научного центра. А спустя трое суток начались первые опыты по соединению или, как говорил Михаил Петрович, слиянию молекул ДНК человека и крысы. Несколько десятков этих грызунов уже доставили в Научный центр, где они были обследованы и им сделали необходимые прививки. Человеческую плоть, из которой извлекались молекулы ДНК, давали сами сотрудники научной группы. Ее требовалось совсем немного, для одного опыта всего несколько миллиграммов. «Вживление» молекул человека осуществлялось на крысе. Но перед этим, в качестве «подвоя» на подготовленное место накладывалась специальная искусственная ткань, исключающая отторжение неродственных клеток. После того, как вживление происходило, зверьку делали инъекцию снотворного и сразу помещали в специальную установку, в которой новые клетки крысы подвергались воздействию узкого луча нейтронного скальпеля. Управление лучом скальпеля проводилось при помощи компьютера полуручным способом. При этом весь ход событий наблюдался на экране, на котором находилось изображение неподвижной клетки крысы увеличенное в миллионы раз. Эта операция была самой ответственной, так как отклонение луча нейтронов на величину соизмеримую с радиусом молекулы ДНК, вызывало гибель клетки. Первые опыты оказались неудачными. Как выяснилось, основная причина гибели новых клеток крыс заключалась в том, что луч нейтронов оказался слишком широким и сразу же накрывал жизненно важные области клетки, а потому требовалась срочная модернизация «нейтронного скальпеля» обеспечивающая его дополнительную фокусировку. Когда это было сделано, толщина луча уже не превышала четверти радиуса молекулы. Однако на установку дополнительной фокусировки ушло несколько дней. Наконец первая живая клетка ДНК нового существа была получена. Но, к сожалению, прожила она всего несколько секунд. Такую клетку клонировать было нельзя и тогда профессор Туманов пробует «скальпировать» клетку при пониженной температуре, когда все жизненные процессы в ней замедлялись и соответственно, меньше ощущалось губительное действие нейтронного луча. Наилучший результат оказался, когда тело крысы охладили до критической температуры – плюс двадцать восемь градусов. Первый же опыт принес жизнеспособную клетку ДНК нового существа. При этом Михаил Петрович радовался как ребенок. Собственно радовалась вся ученая группа. Клонирование живого организма с применением новой клетки ДНК осуществлялось уже на молодой заранее подготовленной свинье.
    Первое клонирование сразу прошло успешно и, к удивлению профессора Туманова, эмбрион образовался не за две недели, как он предполагал, а всего за три дня. К этому времени «методом нейтронного скальпирования» было получено еще около ста клеток ДНК нового существа. Однако жизнеспособными оказались только пятнадцать. Клонирование с их использованием осуществлялось все так же на молодых свиньях.
    Спустя неделю, в колбах инкубатора находилось шестнадцать эмбрионов новых существ. Михаил Петрович ликовал. Он решил остановиться на этом количестве эмбрионов, доведя их до полного формирования законченного организма. Лидия Николаевна предложила назвать новых существ крыситами, чтобы подчеркнуть роль крыс в их создании.
    - Как бы мы не любили этих животных, - сказала она, - будет очень несправедливо умалять значение крыс в создании нового человеческого организма. Ведь именно их гены облагородят его и сделают более стойким и жизнеспособным. Возможно, в будущем, люди поставят памятник крысе за спасение человечества от самого себя.
    Однако профессор Туманов был против такого названия новой человеческой расы. Уж слишком зловеще звучит. Но чуть позже, Михаил Петрович согласился и одобрил слово «крыситы». Он даже сказал тогда.
    - Надо быть справедливыми и честно признать, что именно крысы дают нам шанс спасти род людской.
    Развитие эмбрионов крыситов в инкубаторе шло довольно активно. Для наблюдения за ними профессор организовал круглосуточное дежурство. Ученые следили за тем, чтобы во всех ячейках инкубатора постоянно поддерживались требуемая температура, давление и влажность. И вот, постепенно из бесформенных пучеглазых комочков, эмбрионы начали приобретать внешность человеческого зародыша. Они выглядели так красиво и так мило, что одна из девушек–студенток назвала их элами, в честь маленьких сказочных персонажей – элов о которых она когда-то читала в детстве. Это название быстро «приклеилось» к крыситам и с этого момента их часто стали называть элами. Когда искусственная пуповина, питающая зародыши, отпала, элы сразу стали получать специальную молочную смесь, вводимую уже в пищеварительный тракт. Теперь это были существа похожие на очень маленьких грудных младенцев. Опасения ученых, что во внешнем облике крыситов может появиться некая схожесть с крысами, оказались напрасными. Внешность элов практически ничем не отличалась от внешности младенцев людей созданных природой. Отличительной особенностью было то, что они очень много ели и быстро росли. Через месяц все крыситы достигли размера трехгодовалого ребенка.
   
   
   
    Замечания и предложения лучше всего отправлять по электронной почте на адреса:
    o-pronin@rambler.ru
    ICQ 379-078-213
    Адрес сайта автора: www.o-pronin.narod.ru
   
    С уважением
    писатель-фантаст Олег Пронин
   

- к списку произведений -
Hosted by uCoz